Сортеры представляют собой емкости в виде какой-нибудь игрушки с прорезями разной формы. В прорези нужно опускать фигурки такой же формы.
Вообще, слово сортер образовано от слова « сортировать», то есть распределять предметы по сортам (размерам, формам, цвету). В магазинах можно найти много видов такой развивающей игрушки. А лучше сделать сортер самим.
Чем полезны сортеры для ребенка?
Они развивают у малыша:
– наблюдательность,
– логику,
– усидчивость,
– восприятие формы,
– мелкую моторику,
– тактильные ощущения (ощущения прикосновения).
Моему сыну Славе подарили кубики-сортеры, когда ему исполнился годик. Но играть он с ними стал не сразу. Сложновато было.
Самое первое подобие таких игрушек я сделала сама, когда Славе было месяцев 7-8. Заметила, что ему нравится засовывать небольшие предметы в какие-нибудь емкости. Тогда я взяла коробку из-под сока(емкость от одного литра) и в одной из горизонтальных поверхностей прорезала два окошечка разной формы – круглое и квадратное. Края обклеила скотчем. Получился наш первый сортер, в который Слава и просовывал мелкие игрушки. И совсем необязательно, чтобы игрушки и предметы полностью по форме подходили к прорези-окошечку. Важен сам процесс. Постепенно сын научился и доставать предметы обратно.
Через некоторое время коробка из-под сока пришла в негодность, и я взяла новую. Но уже сделала окошечки квадратные или прямоугольные и со “ставней”. То есть с одного бока у окошка не прорезала до конца, а просто отогнула. Славе очень нравилось открывать и закрывать эти “двери”.
Можно и коробку из-под обуви взять – прочнее игрушка будет. И вырезать дополнительное окошечко не только сверху, но и сбоку. То есть сверху кидаете что-нибудь, а сбоку достаете. Ребенку тоже станет интересно.
Еще один самодельный сортер нам подарила моя подруга, работающая в Детском саду. Это простое пластиковое ведерко из-под мороженного с двумя прорезями в крышке – круглой и овальной. И много крышечек от пластиковых бутылок двух видов. Одни потолще и поменьше по диаметру (от стандартных пластиковых бутылок) , вторые – потоньше и побольше по диаметру (от питьевых йогуртов, например). Крышки еще и разные по цвету. Слава уже хорошо научился подбирать крышечки по размеру отверстий. Только он умудряется в прорезь для тонких крышечек проталкивать крышки потолще, только боком! Так что, если сами будете делать такой сортер, хорошо проверьте на “просовываемость” все отверстия ))) И не забудьте края прорезей обработать наждачной бумагой (или обклеить).
Сейчас мы уже играем с одним из подаренных нам сортеров. Только отверстия в нем не сквозные. То есть на каждой грани есть контур, в который вкладываются геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. Славка уже хорошо подбирает нужные фигуры.
Потом перейдем и кубикам с прорезями и фигурками в виде разных животных. Пока еще это сложно для сына.
Сами кубики-сортеры могут разбираться полностью на отдельные грани. Собирать кубики сын пока еще не может, так как нужно учитывать, где какое соединение у каждой стороны грани (двойное или одинарное). А вот на плоской поверхности у него получается подбирать грани одна к другой. Потом мы вкладываем подходящие фигуры. Получается объемная развертка кубика. И вот ее мы уже используем как массажную дорожку. То есть Слава просто ходит по ней босыми ножками.
Еще один вариант сортера – это паровозик, в крыше которого есть четыре отверстия для опускания в них тоже геометрических фигур, но они посложнее – овальной, ромбовидной, треугольной и круглой формы. Интересно, что фигурки потом ребенок может сам достать сзади паровозика. Играем больше пока как паровозом и запоминаем “часики”, которые есть у игрушки спереди.
На самом деле разновидностей игрушек-сортеров великое множество. У нас есть пока только такие, но и эти очень помогают в развитии сына.
Самое главное при выборе такой игрушки – обращать на ее качество. Проверять, хорошо ли обработаны края прорезей, чтобы ребенок не поранился. Вкладываемая фигурка должна соответствовать форме прорези.
Есть ли у вас дома сортеры? И какие? Может, вы тоже придумали, как сделать такую игрушку своими руками?